До великого праздника – Дня Победы – остались считанные дни. Сложно представить, что вот уже 71 год прошёл со дня Великой Победы, и празднование этого дня стало одной из традиций в нашей стране. Это была самая страшная и кровопролитная война, память о которой навсегда осталась в сердцах потомков тех, кто отдавал свои жизни за наше будущее, за голубое небо над нашими головами и нашу свободу. И хотя в прошлом году мы широко отметили 70-летний юбилей, праздник памяти и благодарности будет отмечаться и теперь, и в следующем году и ещё много лет подряд.
В этот день не принято дарить подарки в широком смысле этого слова, но всегда находится повод вручить памятный дар кому-нибудь из тех, кто многим пожертвовал ради своей страны и потомков. И пусть ветеранов осталось немного, но мы ещё можем лично поздравить тех немногих, которые дожили до сегодняшнего праздника. Настоящая зажигалка Zippo может стать прекрасным подарком на 9 мая для ветерана. Ведь она сама – ветеран, прошедший великую войну, пусть даже и в составе американской армии.
Путь зажигалки-ветерана
В начале 40-х годов зажигалка Зиппо стала своеобразным символом. Её называли «верной подругой солдата», ведь она всегда была рядом, выручала в самых различных ситуациях и даже спасала жизни. Сохранилось немало историй о том, как с помощью зажигалки удавалось подать сигнал, разжечь костёр и разогреть паёк. Иные зажигалки даже принимали на себя пули, спасая хозяина от верной смерти. Недаром солдаты и офицеры так нежно любили свои бензиновые зажигалки и старались сохранить их, несмотря на все передряги, в которые им доводилось попадать. Многие выцарапывали на корпусе зажигалок молитвы и стихи, собственные инициалы и номер части, маленькие рисунки и надписи. Конечно, до наших дней сохранилось совсем не много настоящих зажигалок-ветеранов, и почти все они хранятся у потомков тех самых солдат (как семейная реликвия) либо в частных коллекциях.
Как же получилось, что зажигалка, которая изначально продавалась лишь в Америке, пересекла океан и стала знаменитой в Европе?
Всё началось с того, что основатель компании Zippo Джордж Блейсделл организовал поставки своих зажигалок для армии. Со временем Zippo стали настолько востребованными, что их практически прекратили продавать гражданским – всё производство было ориентированно на военнослужащих. Зажигалки были относительно недорогими, но при этом очень надёжными. Благодаря ветрозащитному кожуху (который до сих пор считается одной из главных «фишек» Zippo) они работали в любых условиях. Леса, поля, горы – солдаты были уверены, что в любом месте и в любое время они получат огонь, чтобы выкурить папиросу в перерыве между обстрелами, развести костёр для приготовления скудного полевого ужина.
Чёрная зажигалка для чёрных страниц истории
В военное время дизайн зажигалки Zippo почти не менялся – было не до изысков, и производство сосредоточилось на том, чтобы обеспечить качество и работоспособность каждого изделия. Практически всё сырьё, которым располагало государство, поступало на нужды фронта. Если даже женщины вынуждены были рисовать на ногах стрелки, чтобы казалось, будто они носят дефицитные чулки, что уж говорить об иных сферах промышленности. Но зажигалка Zippo была нужна фронту больше, чем чулки, и потому она не только выжила, но и получила мировое признание. Правда, в условиях дефицита латуни пришлось использовать для изготовления корпусов пористую сталь, которая была менее долговечной. Её покрывали никелем или хромом, поэтому практически все зажигалки военных лет отличаются матовым чёрным цветом. Грубоватые, без излишнего декора чёрные зажигалки Zippo стали символом войны и свидетелями тех жестоких событий, которые происходили в то время. Впрочем, солдаты чёрный цвет оценили. В отличие от блестящих глянцевых латунных зажигалок, чёрные стальные не бликовали на солнце и не могли выдать местоположение хозяина противнику в тёмное время суток. Купить зажигалку Zippo чёрного цвета в магазине было просто невозможно – только солдаты и офицеры могли их получить.
Зажигалкой Zippo не пренебрегали даже высшие армейские чины. Так, американский генерал Дуглас Мак Артур, который подписывал договор о капитуляции Японии, положивший официальный конец Второй Мировой войны, оставил много своих вещей для японских музеев. Среди другого личного имущества генерала можно увидеть и зажигалки Zippo. А в 1949 году была выпущена специальная серия зажигалок, которые теперь считаются очень редкими, с подписью самого Мак Артура. Кстати, чтобы поставить судьбоносную подпись, генерал использовал три ручки Parker, одна из которых недавно была найдена и совершила путешествие на родину в США, а затем вернулась в японский музей.
После окончания войны британские и французские солдаты, успевшие оценить зажигалки своих американских товарищей, тоже захотели купить Zippo. К этому моменту компания процветала – с завершением войны качественное сырьё снова стало доступным, и Zippo наладила экспорт зажигалок в Европу. К сожалению, в СССР настоящих зажигалок практически не было – «железный занавес» не пропускал изделия страны, с которой Советский Союз вскоре оказался в состоянии «холодной войны». Но ветераны Великой Отечественной и маленькие зажигалки воевали в своё время на одной стороне, защищали одинаковые интересы и хотели только одного – мирного неба над головой и счастья для своих близких. Поэтому такой подарок будет символичным как никакой другой – памятным и в то же время практичным. Дополнением к зажигалке послужит именная перьевая ручка Parker, на которой можно сделать гравировку в соответствии со случаем.
Цените тех, кто прошёл через кровь и огонь, чтобы сегодня мы могли жить в мире, выбирать свой жизненный путь, растить детей. Они пожертвовали всем ради нас и заслуживают не только подарков в честь памятной даты, но вечной благодарности. |
|