Постойте, при чём здесь автомобиль? Зажигалки Zippo имеют мировую известность, но автомобили компания никогда не выпускала. И тем не менее, Zippo Car существует… снова.
Первый автомобиль Zippo появился в 1947 году. Это была блестящая маркетинговая идея, в которой воплотились детские мечты изобретателя зажигалки Зиппо и основателя компании Джорджа Блейсделла. «Продуктомобили» - специальные машины, рекламирующие те или иные товары – существовали в Америке ещё в начале XX века. Они разъезжали по улицам, демонстрируя своё сходство с тем товаром, который они продвигали. Можно было встретить автомобили, оформленные как батоны хлеба или пивные бутылки, пакеты молока и другие товары.
К концу Второй мировой войны, которая стала переломным моментом не только в истории Европы и США в целом, но и в истории бренда Zippo, в частности, Блейсделл решил отпраздновать свой успех запуском первого «зиппомобиля». Безупречная работа зажигалки в сложных погодных условиях, простой и стильный дизайн, надёжность и долговечность, многочисленные легенды о спасённых жизнях и слава «солдатской подруги» сделали Zippo мировой легендой в послевоенные годы. Теперь жители других стран тоже хотели купить зажигалку Zippo, и сразу после войны компания начала поставлять свою продукцию на экспорт. Блейсделл решил создать свой собственный «продуктомобиль», который должен был иметь облик его детища – ветрозащитной зажигалки Zippo.
В июне 1947 года Блейсделл купил двухместных автомобиль Chrysler Saratoga. Именно он стал основой для первого Zippo Car, который впоследствии стал настоящей легендой. Автомобиль обошёлся владельцу компании в 2048 долларов, причём в эту сумму входила не только стоимость покупки машины в автосалоне Бредфорда, но и оплата доставки, налоговые сборы, а также комплект запасных шин, трансмиссии и других деталей. Однако на создание Zippo Car ушло около 25 тысяч долларов. Эту необычную работу Блейсделл решил провести в Питсбурге. На крыше новенького седана появились две огромные бензиновые зажигалки с надписями «Zippo», а сам автомобиль изменился почти до неузнаваемости, превратившись в настоящий броневик. Неоновые огни, магнитофон и громкоговоритель довершили облик «зиппомобиля».
В 1948 году Zippo Car совершил свой первый пробег по улицам американских городов. Всего за два года он объехал все штаты, неизменно принимая участие в разнообразных ярмарках, выставках, парадах и других массовых мероприятиях, привлекая к себе всеобщее внимание.
К сожалению, хрупкий седан не был предназначен для установки бронированного кузова я и тяжёлых зажигалок. В скором времени автомобиль начал ломаться. Во время поездок неоднократно заменялись шины, причём процесс замены колёс требовал много времени из-за бронированных крыльев. В конце концов решено было провести полную реконструкцию «зиппомобиля», и с этой целью компания обратилась к представителям Toohey Motors – официальному дилеру Ford в Питсбурге. Изначальный план реконструкции подразумевал установку бронированного кузова на шасси грузовика, которое могло бы выдержать вес конструкции. Но в процессе проведения работ выяснилось, что полученный автомобиль будет немного выше, чем это дозволяется правилами, действующими для автомобилей такого класса. Чтобы привести автомобиль к желаемому виду и соблюсти все законы, требовалось около 40 тысяч долларов. Стоило ли тратить такие огромные суммы на восстановление автомобиля, который, по сути, уже выполнил свою задачу и перестал быть диковиной? Руководство компании решило, что гораздо рентабельнее создать что-нибудь новое. Так первый «зиппомобиль» оказался забыт.
Прошло более десяти лет, прежде чем о существовании Zippo Car вспомнили, но найти его так и не смогли. Куда исчез первый «зиппомобиль», неизвестно и по сей день. С равным успехом он мог быть разобран на детали или попал в частную коллекцию, где, возможно, до сих пор хранится в своём первозданном виде в полнейшей тайне. Блейсделл пытался найти автомобиль в 70-х годах, но к тому времени компания Toohey Motors давно закрылась, и никаких записей о ней не сохранилось.
К 1998 году, в честь 50-летия с момента выпуска Zippo Car, наследники Джорджа Блейсделла решили восстановить автомобиль по сохранившимся фотографиям. Новый «зиппомобиль» должен был стать точной копией утерянного предка. Для этого отыскали хорошо сохранившийся автомобиль Chrysler Saratoga New Yorker того же самого 1947 года выпуска. Работы по созданию копии Zippo Car поручили механику Джо Гриффину из Мемфиса, который великолепно справился со своей задачей. Ему удалось не только в точности восстановить облик утерянного автомобиля-зажигалки, но и усовершенствовать его конструкцию таким образом, чтобы новая машины стала более надёжной, долговечной и производительной. Как признался сам механик, сложнее всего было переделать четврёхдверный New Yorker в двухдверную модель. На работу ушло около полутора лет и было потрачено более 250 тысяч долларов. Но 10 мая 1998 года точная копия первого Zippo Car оказалась в Бредфорде.
В честь этого знакового события компания Zippo выпустила различные тематические сувениры. Желающие могли купить зажигалку Zippo с изображением легендарного автомобиля-зажигалки. Сегодня найти зажигалки из этой серии можно лишь в коллекциях, в свободной продаже их не найти. Конечно, можно купить маникюрный набор в подарок коллекционеру, но всё же ножницы, маникюрные инструменты и другие полезные подарки не доставят столько радости, сколько коллекционная зажигалка в идеальном состоянии.
Новый Zippo Car, как и его предшественник, участвует в различных мероприятиях и регулярно ездит на гастроли по стране. А о первом легендарном «зиппомобиле» до сих пор ничего не известно, и это только подогревает интерес к его удивительной истории. |
|