Зажигалки Zippo, сохранившиеся со времён войны во Вьетнаме, дают уникальную возможность узнать о жизни американских солдат.
Отправляясь на войну на чужой территории, одни испытывают страх смерти и сожаление о том, что приходится покинуть родных и близких, другие сосредотачиваются на ненависти к врагу и правительству, которое подвергает своих граждан опасности, а третьи… третьи демонстрируют замечательное чувство юмора.
Некоторое время назад на аукционе Коуэн в городе Цинциннати, штат Огайо, была выставлена уникальная коллекция из 282 зажигалок Zippo эпохи Вьетнамской войны. Создание этой экспозиции потребовало долгих лет кропотливых исследований американского художника Брэдфорда Эдвардса, который собрал множество необычных зажигалок, побывавших в зоне боевых действий.
В то время зажигалки были ценными спутниками американских военных. Хотя они не были созданы для армии изначально, как швейцарский нож Victorinox, но уже после Второй Мировой войны они обрели популярность среди солдат и офицеров. А к моменту войны во Вьетнаме зажигалки практически всегда обзаводились гравировками, с помощью которых передавали личные сообщения родным и близким. Часто зажигалка была единственным способом опознать тело погибшего солдата.
Гравировкой занимались преимущественно в деревнях и городах, где войска разбивали лагеря. Солдаты выбирали популярные фразы или просили выгравировать собственные сообщения. Одной из самых частых надписей стала слегка перефразированная цитата из Библии: «Хотя иду я через долину смертной тени, не убоюсь я зла, ибо я есть самый злой сукин сын в джунглях».
Зажигалки Зиппо этой эпохи стали очень ценными среди коллекционеров. Отдельные экземпляры можно найти на eBay. Купить Zippo времён Вьетнамской войны можно по цене от 200 долларов и выше. Коллекция Эдвардса на аукционе оценивалась в сумму от 30 000 до 50 000 долларов. По словам Эдвардса, эти зажигалки помогают сделать увлекательный экскурс в опыт американских солдат.
Возможно, гравировка на зажигалках Zippo не столь информативна, как письма или дневники, но, тем не менее, они позволяют немало узнать о том, что испытывали их владельцы в определённый момент своей жизни.
Большинство тех, кто сражался во Вьетнаме, не были добровольцами, их призвали на службу. Многие из них ощущали себя преданными, они испытывали глубокие чувства отчаяния и тоски по дому и любимым, которых они вынуждены были покинуть.
Одна зажигалка, изображение которой было выбрано для обложки книги об истории Вьетнамской войны, заслуживает особого внимания. На ней выгравирован символ мира и вопрос: «Почему я?». Другая зажигалка содержит насмешливый текст, который нецензурно посылает всех куда подальше.
Так что, если расположить все зажигалки в хронологическом порядке, можно увидеть, как менялось настроение солдат с продвижением войны. На первых зажигалках – гордые девизы военных подразделений, по которым сразу ясно, что они принадлежали кадровым военнослужащим, по доброй воле подписавшимся на выполнение долга перед своей страной. Но со временем на линию огня попадало всё больше и больше призывников, которые предпочли бы иначе распорядиться своей судьбой, если бы у них был выбор. Солдаты разочаровываются в войне, не видят в ней смысла, общественность постепенно восстаёт против участия Америки в конфликте. И вся эта гамма чувств отражается в гравировке на зажигалках.
Зажигалки Zippo второй половины Вьетнамской войны показывают нам историю солдат с другой стороны. Можно увидеть такие сообщения, как «Не жил до тех пор, пока едва не умер» или «Когда я умру, похороните меня лицом вниз, чтобы весь мир мог поцеловать меня в зад».
Но больше всего эмоций вызывают самые личные сообщения, которые содержат обещание вернуться домой и обращения к любимым. Их воспринимали в качестве последнего слова, если солдат не возвращался из боя.
На одной такой зажигалке сохранилась надпись: «Кто-то скажет, что у него нет ни одного друга, но у меня есть милая девушка, её зовут Беверли Деннингтон, и я безумно люблю её».
Восемь десятилетий огневой мощи Zippo
Первая зажигалка Zippo в металлическом корпусе с ветрозащитной крышкой была изготовлена в 1933 году в Брэдфорде, штат Пнсильвания.
Изначально для производства зажигалок использовалась латунь, а во время Второй Мировой войны этот металл стал дефицитным, и Zippo стали производить из нержавеющей стали.
Zippo способны работать даже в самых суровых погодных условиях, благодаря ветрозащитной конструкции и высокой скорости подачи топлива. Благодаря этому свойству они завоевали популярность среди военнослужащих.
У Zippo никогда не было официального контракта с американскими вооружёнными силами, но все зажигалки, производимые с 1941 по 1954 годы поступали исключительно на фронт. Гражданские не могли купить зажигалку просто так.
Рейды по уничтожению посевов или сжиганию стратегических пунктов во Вьетнаме назывались «миссии Зиппо».
В течение более чем 80-летней истории зажигалки Zippo сохранили первоначальный облик металлического корпуса и основные особенности конструкции. Подобным постоянством не могут похвастаться даже перьевые ручки Waterman и Parker, которые, напротив, стремились вносить изменения в свои изделия.
Знаменитый фирменный щелчок Zippo можно услышать в многочисленных голливудских фильмах.
Самая дорогая зажигалка Zippo была продана за 37 000 долларов в 2007 году. Это была эксклюзивная модель 1993 года, специально созданная в честь 75-летнего юбилея компании.
|
|